- ОБЭРИУ
ОБЭ́РИУ (Объединение Реального Искусства), литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде в 1927начале 30‑х гг. В литературную секцию О. входили поэты К. К. Вагинов, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. Хармс, И. В. Бахтерев, Ю. Д. Владимиров, прозаик Д. Левин и др., провозгласившие себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов». «Достоянием искусства», по их словам, становится «конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи», и в поэзии «с точностью механики» его передает «столкновение словесных смыслов» (манифест О. в «Афишах Дома Печати», 1928, № 2). У обэриутов не было единой поэтики, но очевидно, что свойственные им всем алогизм, абсурд, гротеск и проч. не были чисто формальными приемами, а выражали и некоторую конфликтность мироуклада. Принципы обэриутского театра полнее всего воплотились в пьесе Хармса «Елизавета Бам» (1927) и позднее в пьесе Введенского «Елка у Ивановых» (1939). Многие обэриуты нашли себя в детской литературе (Хармс, Введенский, Владимиров, Заболоцкий, Левин) и приобрели в ней известность.
Союзниками обэриутов в изобразительном искусстве были художники К. С. Малевич и П. Н. Филонов. Хармс и Введенский считаются родоначальниками новейшей европейской литературы абсурда.
Литература:
Тренин В., О «смешной» поэзии, «Дет. литература», 1939, № 9;
Александров А., Обэриу. Предварительные заметки, «Ceskoslo-venska rusistika», 1968, т. 13, № 5;
Рахтанов И., На широтах премени, М., 1973. с. 397403, 41314, 428 и др.;
Воспоминания о Заболоцком, М., 1977, с. 7476, 84, 8691 и др.;
Глоцер Вл., [Алиса Порет вспоминает о Данииле Хармсе], в кн.: Панорама искусств, [в.] 3, М., 1980, с. 34547.Вл. Глоцер.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.